placeholder of bottom banner

Гонки с препятствиями: тренды и сложности в организации

 

Эксперт: Марина Добрынина – организатор спортивных мероприятий и гонок с препятствиями, автор статей, искательница приключений

Специализация: бег, путешествия, радоваться жизни

Первые гонки с препятствиями - или obstacle course races (сокращенно ocr) - стали появляться в России в 2015 году. Основная идея таких гонок - совместить бег по пересеченной местности с преодолением естественных и искусственных препятствий: лазание по канатам и рукоходам, преодоление рвов с водой, метание копья, ползание под колючей проволокой и так далее.  В России к гонкам с препятствиями можно отнести такие забеги как Гонка героев, Lion Race, Bear Race, Стальной характер и другие.

Считается, что идея таких гонок зародилась в Великобритании, где в 1987 году состоялся первый забег с препятствиями Tough Guy. Длина трассы тогда составила 15 км и более 70 препятствий. В 2010 году прошла первая гонка  Spartan Race на 500 человек, и буквально за пару лет организаторам удалось завоевать любовь многих тысяч атлетов и теперь соревнования Spartan Race проводятся по всему миру. В 2013 году была организована Международная федерация гонок с препятствиями, через год состоялся первый Чемпионат мира по гонкам с препятствиями, а еще через год - в 2015 - Чемпионат Европы.

В России тоже появилась Федерация спортивных забегов с препятствиями (ФОСР), которая активно помогает развиваться данному виду спорта у нас, а также способствует продвижению российских атлетов за рубежом.

Кстати, буквально пару дней назад в Лондоне состоялся Чемпионат мира по гонкам с препятствиями 2018 и наши атлеты заняли призовые места в индивидуальном и командном форматах, так что уровень подготовки наших спортсменов действительно высокий.

И хотя ocr-гонки - это молодой и только развивающийся вид спортивных соревнований, но уже можно говорить об определенных трендах в этой сфере.

Например, уровень безопасности и комфорта. Конечно, и до этого организаторы следили, чтобы никто не травмировался и остался цел, но сейчас это особенно заметно. Крупные забеги выделяют средства на дополнительные маты или подстилки из сена под особо опасными  или высокими препятствиями, заказывают несколько карет скорой помощи и расставляют их по всей длине трассы, а не только в стартовом городке, в жаркую погоду ставят дополнительные пункты освежения на трассе. Деревянные препятствия, которые легко ломаются и оставляют занозы на теле, стали заменять на более прочные железные конструкции.

Усложнились и сами препятствия. Если раньше было достаточно обычных высоких стен и рукоходов с поперечными перекладинами, то сейчас организаторы постоянно усовершенствуют и усложняют конструкции.  Появляются крутящиеся рукоходы; препятствия, которые необходимо преодолевать с помощью колышков, треугольников или специальных колец, длинные стропы над водой, по которым надо перебраться на другой берег. Хорошим тоном считается построить комбинированное препятствие, когда участнику нужно, например, сначала цепляться за висящие канаты, потом по сетке пролезть вперед, а потом руками хвататься за специальные выступы на перекладине. Иногда такие препятствия больше напоминают орудия пыток святой инквизиции, чем спортивные снаряды. Кстати, на многих европейских забегах участников реально заставляют ползти под проволокой, бьющей током, и лица у них не очень счастливые при этом.

Это накладывает определенные обязательства на организаторов - нужно не просто построить трассу для забега, но и сделать её интересной, довольно сложной, правильно распределить препятствия по дистанции, чтобы не было очередей и нагрузка на атлетов была более-менее равномерной. Это совсем не так легко, как может показаться со стороны.

Радует то, что к гонкам с препятствиями присоединяются не только обычные спортсмены-любители, но и целые компании. Так стали появляться корпоративные команды и корпоративные забеги - когда на трассу выходит весь рабочий коллектив: менеджеры по продажам, бухгалтеры, программисты и может даже директор бегут все вместе в грязи и пыли, помогая друг другу преодолевать препятствия. Люди понимают, что вести здоровый образ жизни необходимо и на уровне руководства поощряют спортивные начинания своих сотрудников. Для корпоративных участников организаторы тоже стараются сделать дополнительные услуги в виде именных номеров с логотипом компании или персонального инструктора на время гонки, ведь для многих такой старт - это вообще чуть ли не первое знакомство с миром спорта.

Расширяется география забегов. Если раньше для того чтобы поучаствовать в забеге приходилось ехать в Москву, то сейчас гонки с препятствиями проходят по всей России - Санкт-Петербург, Сочи, Тула, Казань, Хабаровск, Уфа, Нижний Новогород, Екатеринбург и многие другие. Возможно, они собирают не так много участников, как столичные гонки, но надо же с чего-то начинать! Уровень организации таких соревнований довольно высокий, и это при том, что сам процесс организации довольно сложный и финансово затратный.

Основная статья расходов - это, конечно, же строительство препятствий. Надо не только придумать безопасные и интересные конструкции и закупить материалы для их постройки, но также необходимо правильно всё собрать. Обычно этим занимается команда строителей, у которых уже есть опыт подобных работ во главе с техническим директором. В среднем, на постройку трассы уходит 2-3 недели, в зависимости от количества и сложности препятствий, а также их расположения на трассе. Гонки обычно проходят в лесу и очень часто материалы приходится чуть ли не вручную таскать по тропинкам в чащу.

Еще одна большая часть расходов - атрибутика забега: медали, футболки, флаги. Медали можно заказывать у российских производителей - это будет быстро, но дорого, а можно в Китае - цена за единицу продукции будет в разы дешевле, но ждать придется месяца 2 вместо 1-2 недель. Не всем это подходит.

Важная составляющая любого забега - точный хронометраж. Особенно последнее время, когда многие отечественные гонки получили статус отборочного этапа на Чемпионат Мира и Чемпионат Европы и результаты соревнований влияют на судьбу атлетов - поедут они за международные забеги защищать честь страны или нет. И если на обычных трейлах чипы клеятся на нагрудный номер, то с ocr-гонками так не получится - номер с чипом отлетит на первом же препятствии. Приходится более тщательно выбирать подрядчика, у которого чипы надежно крепятся на руку или ногу, выдерживают грязевые и водные процедуры и стоят вменяемых денег.

Но все эти сложности организации, бессонные ночи накануне мероприятия перекрываются положительными эмоциями во время и после соревнований, когда видишь довольные лица атлетов и их друзей, когда вручаешь им медали и призы, когда получаешь обратную связь и видишь, куда расти дальше и что можно сделать ещё лучше. 

 

Фото предоставлены автором.