placeholder of bottom banner

Инстаграм провоцирует пищевые растройства

 

Эксперт: Уварова Ирина, трейлраннер, фотограф.

Использование социальных сетей постоянно растет. Нам важно реально оценивать последствия, которые это может оказывать на психическое благополучие. Например, одно популярное сообщество по здоровому питанию в Великобритании вызывает беспокойство специалистов. Хотя в целом это движение задумано позитивным, с участниками, стремящимися есть больше фруктов и овощей и меньше обработанных продуктов, в реальности оно провоцирует расстройства пищевого поведения. А именно, нервную орторексию, одержимость здоровым питанием.

Нервная орторексия – нездоровая одержимость употреблением здоровой пищи. Термин происходит от греческого “orthos”, что означает “правильный”. Для человека, страдающего нервной орторексией, «здоровое питание» становится настолько важным, что озабоченность этим вопросом не оставляет места для каких-либо интересов и увлечений в жизни. Пищевой рацион определяется исключительно по критерию «полезности» продукта, при этом вкусовые предпочтения индивида не принимаются во внимание. Любое нарушение диеты, употребление «запрещённых» продуктов вызывает тревожность и сильное чувство вины. А покупка биологически чистых продуктов и особые способы приготовления пищи приводят к недостатку времени и денег.

Термин «орторексия» был создан врачом Стивеном Брэтмэном. В 1970-х годах он вступил в коммуну, члены которой питались лишь экологически чистыми продуктами, выращенными на ферме, принадлежащей коммуне. Брэтмэн стал вегетарианцем, он пережёвывал 50 раз каждый кусочек пищи, питался лишь в спокойной обстановке и употреблял в пищу лишь свежесорванные овощи и фрукты. Однако постепенно Брэтмэн стал замечать, что его жизнь стала значительно беднее, «из неё исчезла поэзия», и что он потерял способность нормально общаться с людьми, поскольку теперь он мог говорить лишь о продуктах питания. Пищевые ограничения лишили его возможности питаться в обществе тех, кто не придерживался столь строгих правил.  

Вернёмся в наши дни. В июне 2016 года Instagram имел 500 миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру, что делало его третьей крупнейшей социальной медиа-платформой после Facebook и Tumblr. Опрос в США показал, что средний пользователь тратит 21,2 минуты на Instagram каждый день, а возрастная группа 18-29 лет тратит больше всего времени. Хэштег #food входит в топ-25 самых популярных хэштегов в Instagram. Сообщения о здоровом питании получают больше поддержки от пользователей, чем менее здоровые изображения.

В 2017 году ученые Turner P. G. и Lefevre С. E. провели исследование связи между использованием инстаграма и пищевым поведением. И вот какие выводы были сделаны.

Использование социальных сетей было связано с более высоким уровнем депрессии у молодых людей и подростков, а также с расстройствами пищевого поведения. Например, подростки, которые просматривают контент, связанный со здоровьем и фитнесом, с большей вероятностью имеют расстройство пищевого поведения. У пациентов с анорексией широкое использование Facebook ассоциируется с более высоким уровнем симптомов. Более частое использование Instagram было напрямую связано с большим уровнем депрессивных симптомов, а следование за большим количеством незнакомых людей связано с большим уровнем негативного социального сравнения. Кроме того, исследователи указывают на ключевую роль социального сравнения в нарушении образа тела.

Спортивные блогеры и фитоняшки влияют на сотни тысяч людей, несмотря на то, что часто не имеют никакого формального обучения в области медицинских наук или питания. Пользователи следуют советам или имитируют диеты "знаменитостей" Instagram, поскольку они чувствуют более личную связь, чем на текстовой платформе. Несмотря на то, что зачастую они не основаны на научных данных, людям рекомендуется исключить из своего рациона питания различные группы продуктов питания, что потенциально может привести к несбалансированному питанию и дефицитам.

Симптомы орторексии: употребление большего количества фруктов и овощей, употребление меньшего количества белых злаков, покупка в магазинах здорового питания, физические упражнения и снижение потребления алкоголя. А главное, значительные диетические ограничениями, недостаточность питания и социальная изоляция. А вот связи с ИМТ не наблюдается. Более высокая распространенность этого расстройства была обнаружена у инструкторов йоги, диетологов, студентов-диетологов и студентов-физкультурников. Распространенность в общей популяции была оценена как менее 1%.

Несмотря на упоминания в СМИ, орторексия не включена в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам потому, что врачи еще не сформулировали единый критерий диагностики такого расстройства. Что хуже, его порой путают со здоровым питанием как таковым. Как отметил Братман в статье за июль 2017 года, главным различием между этими понятиями является элемент патологии – “навязчивые мысли, компульсивное поведение, самоистязание и введение новых ограничений”. Причем все это может успешно скрываться от окружающих.

Общество все еще недооценивает нарушения пищевого поведения, лечение которых бывает невероятно трудным. И хотя мы пока не можем утверждать, что велнес-культура вызывает орторексию, Тернер уверена, что масштаб аудитории Instagram (более 700 миллионов пользователей) вкупе с их интересом к еде (42% пользователей соцсетей ищут советы по питанию) говорит о необходимости новых исследований в данной области.

Ну и напоследок держите тест на определение орторексии:

 

Исследования показывают, что сумма баллов выше 40 может говорить о том, что присутствуют симптомы устоявшейся или развивающийся нервной орторексии. ВНИМАНИЕ: этот тест лишь инструмент для дальнейшего наблюдения и повышенного внимания к клиенту или к себе лично! Только очная консультация психотерапевта может служить основанием для постановки диагноза "расстройство пищевого поведения". 

В общем, занимайтесь больше спортом и проводите время с любимыми, чтоб для инстаграма не оставалось времени.

 

Материал на основе исследования Turner, P.G. & Lefevre, C.E. Eat Weight Disord (2017) 22: 277. https://doi.org/10.1007/s40519-017-0364-2