17 февраля 2018 года запомнится жителям Петрозаводска как день, когда улицы города станут свободны от бегунов. Именно в этот день будет дан старт уже традиционному забегу по льду Онежского озера Ice Onego, в рамках которого сотни спортсменов будут соревноваться на дистанциях в 5, 10 и 21 километр.
В преддверие этого авантюрного спортивного события мы поговорили с организаторами (Эдуард Пелля и Константин Кочанов) о том, что заставляет их выгонять спортсменов на лед и какой дистанции на Ice Onego достаточно для счастья.
Данное интервью очень точно описывает душевное состояние организаторов Ice Onego и лишь слегка приоткрывает весь их богатый организационный профессионализм. Просим отнестись к нему с легкостью прохождения трассы зимнего забега.
— Все знают вас как организаторов соревнований по плаванию на открытой воде. Почему бег?
— Плавание на открытой воде и бег в рамках стартов на Онежском озере тесно связаны между собой. Потому что летом вы плывете по маршруту, по которому зимой бегут. В прямом смысле, участники Onego Swim плывут по трассе зимнего забега, а легкоатлеты забега бегут по водному пути заплыва. Объективно, вопрос справедливый, но его стоит раскрыть. Почему бег по льду? Стартов на открытой воде у нас больше, но зимний забег стоит не только особняком среди наших стартов — он в принципе такой один, имея старшего брата на Байкале и младшего – во Владивостоке.
— Вот теперь следующий вопрос: чем обоснован выбор локации и формата данного бегового мероприятия, почему поверхность замершего озера?
— Однажды мы вышли на лёд Онего... Нет, мы и раньше это делали, но в этот раз мы вышли с каким-то спортивным азартом. Хотелось догнать ускользающего вдаль скайсерфера, хотелось бежать на перегонки с лыжниками. Первый раз мы пробежались сами. На следующий год нашу идею поддержали участников с других городов. Мы ничего сами не придумали. Идея лежала на поверхности Онего, чуть припорошенная свежим январским снегом. Углубившись в историю, мы были удивлены, что в советские годы на лёд озера в дни массовых праздников выходило до 10 000 человек.
Если не брать во внимание спортивную романтику, то ответ был очень прост: Карелия нам близка, как никакой другой регион нашей необъятной Родины. И в конечном варианте это мог быть забег по льду озера Контокки или реке Свирь, но все-таки Онего и Петрозаводск. Потому что столица Карелии, удобно добраться, есть где разместиться и разгуляться, покушать и погреться в бане.
Сейчас Ice Onego – самая массовая спортивная площадка международного зимнего фестиваля «Гиперборея». А это главный зимний праздник Карелии, с широкой культурной программой. Кстати, слотов на забег всё меньше и меньше.
— В чем вы видите кардинальные отличия в организации беговых стартов от стартов на открытой воде. Что для вас самое сложное?
— Самое сложное – это подобрать музыку для старта. Если музыка подобрана, если музыка льётся и наполняет душу каждого участника события, то старт проходит успешно. Так вот, для плавания своя музыка, «плавная», спокойная, чистая. Для бега – динамичная, драйвовая, бьющая. Можно сказать, что нет музыки – нет старта.
Кардинальное отличие в организации? Хороший вопрос. Это может быть нахождение участников относительно воды, а именно: в воде и над водой. Над водой – всё понятно, что творится в воде – одному пловцу известно и сотруднику ГИМС.
— Что нового может открыть для себя спортсмен, впервые приехавший на ваш старт, да и вообще, почему нужно ехать на Ice Onego?
Открытое пространство Онего – это выход в открытый космос. Особенно, если вы бежите полумарафон. Всё дальше удаляясь от места старта, спортсмен ловит чёткое чувство бескрайних просторов, простирающихся за белоснежный горизонт озера. Белый космос. Конечно, если повезёт с погодой.
Ice Onego – самый сложный полумарафон в нашей стране, один из! Об этом говорят результаты участников забега. Здесь не ставят личных рекордов. Здесь выбирают лёд, адский ветер, слепящее солнце – всё, чем может удивить погода. Проверено стартами и участниками лично!
На забег можно смело ехать с семьёй и с друзьями. Вы попадаете не только на спортивное мероприятие, вы имеете возможность принять участие в праздничной программе, которая проходит на многих площадках города.
— Какие соревнования в России вы можете назвать эталонными и сказать, что при организации своего забега ориентируетесь на них?
— Думаю, что таковых нет. Старты такие есть, но не в выборе ориентира для организации собственного пробега. Есть обязательные условия для каждого старта: согласования, безопасность, хронометраж, дистанция. Однако, есть старты, которые нравятся по своей идее. Это полумарафон по взлётно-посадочным полосам аэродрома в Берлине. Есть команды ребят, которые делают необычные мероприятия. Например, ребята из Ski-fest, которые проводят лыжные старты, беговые трейлы и сейчас удивили забегом по торговому центру. Хороший старт, как человек, должен быть личностью, сохранять индивидуальность, иметь друзей и уметь удивлять.
— Поговаривают, что если человек не бегает, то он в полной мере не понимает как организовать беговое событие, согласны ли вы с этим? Когда сами последний раз принимали участие в беговом мероприятии?
— Полностью согласен. Я искренне рад, что первые наши старты были не массовые, до десяти человек. В организации мы учитывали только то, что видели как спортсмен и дизайнер. В остальном мы были далеки. Судя по тому, что идеи в улучшении качества старта приходят до сих пор, то мы и сейчас не близки к идеалу.
В этом году в Берлине мы пробежали полумарафон в аэропорту. Скорее всего, данный старт был последним, и аэропорт будет пущен в эксплуатацию. А это уже история.
В заключении хочется отметить, что бегать надо! Бегать по хип-хопу или просто бегать. 5 километров либо 32. Потому что если вы не будете бегать, то за вас точно это никто не сделает. Потому что выход на 5 километров по льду Онего – это то чувство, когда пробежал и хочется ещё! А вот после 21 км такого желания нет.
***
Пока вы читали данное интервью, 5 человек зарегистрировалось на старт! Пожелаем им удачи, ветра, снега и солнца! Ведь в ином случае, это будет не Ice Onego.
Все фото предоставлены организаторами забега Ice Onego.