placeholder of bottom banner

Почему мы выбираем плохие забеги? Часть 2

 

Эксперт: Марина Добрынина – организатор спортивных мероприятий и гонок с препятствиями, автор статей, искательница приключений

Специализация: бег, путешествия, радоваться жизни

Определить хороший забег или плохой достаточно сложно, кому-то важна только трасса и маркировка, а кто-то ценит медали. В предыдущей статье были описаны базовые требования к соревнования, а уж разносолы на пунктах питания и красивые футболки финишёра – это вишенка на торте. Они не затмят огрехи в организации. Но как часто вы или ваши знакомые говорили о каком-то старте, что это провал, и больше ни ногой туда, но они проводятся из года в год и набирают приличное число участников. Кто все эти люди, хочется узнать.

Вот несколько возможных причин, почему участники выбирают «неправильные» забеги:

  • новичок, который вообще не ориентируется в забегах. Он какое-то время тренировался и теперь решил выйти на новый уровень, поучаствовать в соревнованиях. Но он не в курсе, какие из них «хорошие», а какие — нет. Он мог просто посмотреть календарь соревнований или в поисковике найти первый попавшийся и зарегистрироваться на него. 

  • стадное чувство: все побежали и я побежал. Многие бегуны участвуют в соревнованиях, потому что их позвали друзья, муж, жена, коллеги или сын маминой подруги. Сами они ещё не участвовали именно в этом соревновании, но доверяют авторитету знакомых.

  • все дело в рекламе и маркетинге: ЗОЖ проникает в массы, а вместе с ним и реклама. Баннеры на улицах города, объявления в интернете, публикации в социальных сетях, статьи — маркетологи знают, как вас достать. И часто бывает, что слышат не того, кто лучше организовывает забег, а того, кто громче об этом говорит. Многие организаторы думают, что богатый стартовый набор, классная футболка и медаль могут компенсировать недостатки организации. Это, конечно, приятные бонусы, но они скорее говорят о хорошей работе отдела маркетинга и умении договариваться с партнерами, чем о навыках организации соревнований. Что лучше: в целости и сохранности с радостным настроением вовремя приехать домой, но с пустыми руками или лежать в больнице со сломанной ногой, но в фирменной футболке забега, заедая травму промо-батончиками и изотониками? А все потому, что организаторы потратились на рекламу и сувенирку, а денег на заграждения для трассы уже не хватило.

  • привычка: часто организаторы устраивают ежегодные соревнования в одном и том же месте. И чтобы удержать «старых» участников, они выдают бегунам награды за «верность». Или придумывают такой дизайн медалей, чтобы стимулировать собрать «весь комплект». В этом нет ничего плохого, если только не превращается в нелепую гонку за заветным кубком только ради коллекции, а не ради соревновательного духа и настроения.

  • харизма организатора: у многих популярных спортсменов часто возникает соблазн сделать свои соревнования, ведь они так много бегали и побеждали, что знают о забегах всё. Но хороший бегун не равно хороший организатор. Бегун должен быть самым быстрым и выносливым. А организатор должен сделать так, чтобы всем было безопасно и комфортно. Поэтому часто на словах все здорово, а вот в реальности на дистанции и в стартовом городке — боль и печаль.

  • «упоротый»: есть такая категория бегунов, которые любят бросать себе вызов. Они знают, что предстоящие соревнования будут скорее всего небезопасные, но хотят испытать себя, потому что иначе бегать скучно. Опять же, в этом нет ничего ужасного, пока это касается лично спортсмена. Но такой участник часто может звать с собой компанию людей, которые могут быть к этому не готовы. А ещё, покупая слот в таком соревновании, он поощряет деятельность «плохих» организаторов.

Немногие знают, но Национальное беговое движение при Всероссийской Федерации Лёгкой Атлетики разработало Стандарт безопасности и качества массовых беговых мероприятий – трейлов. Почитайте на досуге, он короткий, но толковый. 

Сейчас сертификация трейла на соответствие одному из уровней стандарта Национального бегового движения является добровольной. Но многим участникам, да и организаторам, стало бы проще и легче, если бы появился единый рейтинг циклических соревнований. Или хотя бы забегов. На данный момент спортсмены  ориентируются на рейтинг ITRA, но он больше про сложность и протяженность трассы, чем про общий уровень безопасности и качества забега.  

Если сделать единый рейтинг соревнований, участники смогли бы выбрать действительно хорошие забеги. А организаторы бы понимали, к чему надо стремиться и повышали уровень беговой культуры в России.

Но почему-то у нас не принято отстаивать свои права. И часто на людей, которые объективно говорят, что соревнования так себе, вешают ярлык «нытиков». Но, когда в магазине тухлые помидоры выдают за свежие, нам хватает ума их не покупать. А когда на соревнованиях организаторы совершают одни и те же ошибки из года в год, все почему-то считают, что это нормально, это форс-мажор. 

Давайте участвовать в «хороших» забегах и до встречи на старте.