placeholder of bottom banner

Тяжелая спортивная зависимость

 

Эксперт: Михаил Москвин, врач-психотерапевт

Специализация: спортсмен-любитель, марафонский бег, триатлон

Любительский спорт и физкультура — это круто. И, на первый взгляд, непонятно, отчего я, психотерапевт, к нему придираюсь и что нашел неоднозначного, но по отношению к любительскому спорту у психиатрии есть четкий вопрос, который требует очень конкретного разбора.

Некоторое время назад (по моим соображениям, лет десять-двенадцать) в нашей стране по примеру всего мира стал активно (очень активно!) развиваться сегмент массового любительского спорта. Широкая аудитория получила новые спортивные возможности:

  • достаточно качественные и интересные спортивные мероприятия;
  • большое количество спортивных сооружений;
  • возросший уровень дохода, который позволил думать не только о хлебе насущном, но и о развлечениях;
  • возможность свободно выезжать за границу и участвовать в зарубежных стартах;
  • стремительно формирующееся общественное мнение о положительной роли физкультуры и спорта, как для здоровья, так и для социальной жизни;
  • и другие факторы, такие как: рост общественной и индивидуальной тревоги, усиление конкурентных механизмов взаимодействия, невротизация и экзистенциальный кризис общества и отдельных людей (появилось первое поколение, выросшее в период смены строя и ценностей).

«Это же прекрасно!» — справедливо скажете вы. Однако в последнее время в этом лавинообразном прогрессе я отмечаю значительное смещение личностных целей и задач у любителей спорта, о чем и хочу вам рассказать.

Какие цели можно ставить перед собой, когда вы начинаете заниматься физкультурой? Конечно, основные: совершенствование физических способностей, похудение и улучшение фигуры, нормализация психологического состояния — прекрасные цели! Но давайте посмотрим, что происходит с нами на пути к их достижению.

Во-первых, растущий размер спортивной аудитории вызывает в нас неосознанное желание ускорить получение конкурентных преимуществ: увеличивать длительность и число тренировок, участвовать в большем количестве соревнований.

Во-вторых, развитие конкуренции на рынке спортивных событий заставляет организаторов использовать более агрессивные методы менеджмента и рекламы для привлечения новых клиентов. Многие мероприятия находят поддержку у властей и спортивных федераций и выходят в ещё более широкие (и не всегда готовые к этому) массы.

Я с огромным уважением и поддержкой отношусь к физкультуре и спорту. Но обращаю внимание, что его развитие должно иметь понятные, обдуманные и честные цели. Для чего нам нужен спорт вообще? А точнее, физкультура, или физра, та самая, которая в школе нам не нравилась и была совсем не нужна. Давайте рассмотрим несколько причин нашей зависимости от спорта (и это лишь часть из них!):

  • формирование нехимической зависимости;
  • проявление невротического расстройства и формирование механизма избегания жизненных трудностей;
  • обозначение цели в жизни при экзистенциальном кризисе;
  • социальная адаптация в группе;
  • симптоматическое проявление особенностей развития личности по истерическому типу (глубину особенностей не рассматриваем).

Нехимический вид зависимости — это тип поведения человека, изменяющий его психофизическое состояние (настроение), точно так же, как в случае с алкоголем и наркотиками. Такие действия создают короткое по времени интенсивное чувство, но за ними следует более длительный по времени дискомфорт. При таком поведении человек хорошо себя чувствует в течение короткого времени, но его последствия приносят ему дополнительные проблемы.

Нехимическая зависимость в меньшей степени повреждает тело и мозг, чем алкоголь или наркотики, но тоже может привести к изменению биохимической регуляции работы мозга. По этой причине оно называется «изменяющим настроение поведением». Подобные вещи встречаются у шопоголиков, гэмблеров (игроков в азартные игры), например.

Таким образом, нехимическая зависимость выражается в том, что занятия физкультурой приводят к изменению настроения в положительную сторону. Это вызывает необходимость повторять их снова и снова, увеличивать время тренировок и количество соревнований.

Конечно, если говорить об аддиктивном поведении (в широком смысле —навязчивая потребность в определённой деятельности), то такое проявление является социально приемлемым (в отличие от игромании, например). В настоящее время аддиктивные расстройства считают социальным явлением. Причина возникновения этого явления до конца не выяснена, но есть гипотеза, что социальное поощрение явления увеличивает(!) риск его возникновения.

А в чём негатив от того, что настроение после физнагрузки улучшается? Ведь это хорошо!? Дело в том, что такое поведение становится определяющим настроение: с течением времени необходимы более длительные и тяжёлые тренировки, чтобы просто достигнуть хорошего настроения, а их отсутствие вызывает состояние, похожее на абстиненцию (синдром отмены).

В общем, если спорт стал для вас корректором настроения, и вы не можете адекватно контролировать его объем без ущерба для другой деятельности, то отмените регистрацию на очередной марафон и запишитесь к психотерапевту. ;-)

Еще одна причина наших занятий спортом — борьба с проявлениями невротического расстройства. Невроз – это состояние, вызванное длительными и тяжелыми стрессами, вызывающими истощение нервной системы (повышенные раздражительность и утомляемость), тревогу и вегетативные нарушения (потливость, усиленное сердцебиение, нарушение работы желудка и другое).

Тревога — наиболее частый атрибут невротического расстройства. И именно с тревогой хорошо справляется физическая активность. Справляется не в плане искоренения, а, скорее, маскирует, давая видимость ощутимой помощи. Например, пациент с затяжным конфликтом на работе перестаёт обдумывать и решать этот конфликт, переводит его в фазу заморозки и начинает бегать (плавать, крутить и тому подобное).

Тревога уменьшается, но смещается фокус проблематики — конфликт не решается и впоследствии обострится вновь. Короче, спорт — это хорошее средство для облегчения страданий (уменьшения тревоги и напряжения), но неправильный способ решения межличностных трудностей.

Еще одно преимущество спорта — в обозначении цели в жизни при экзистенциальном кризисе. Что такое экзистенциальная психотерапия — это осмысление своей жизни, осознание ценностей и изменение жизненного пути на основе этих ценностей с принятием полной ответственности за свой выбор. Основные вопросы такой терапии: страх смерти, страх одиночества, потеря смысла жизни и зачастую отсутствие индивидуальной свободы.

Именно потеря смысла жизни и становится причиной проявления кризиса. Как правило, его появление связано с достижением определённого возраста (например, юбилея). Также кризис может возникать в связи с существенными изменениями в жизни: свадьба или развод, рождение ребёнка, взросление ребенка и его уход из семьи.

Такие изменения ставят человека перед самым главным вопросом во Вселенной: "Для чего я живу?". Ответ на на него зачастую неясен даже специалистам, поэтому не удивительно, что человек сталкивается с зияющей пропастью отсутствия смысла своего существования. Поэтому эту пропасть аккуратно занимают некоторые увлечения.

Одни люди увлекаются живописью, кто-то начинает активно бухать, а другие — крепко дружить с зожем. Увлечение спортом (причём не только тренировками, но и непременным участием в соревнованиях) даёт большое количество спортивных целей, глобальных задач и каждодневных заданий — проблема разрешается, смысл жизни становится понятен и рационализирован.

На мой взгляд, спорт — это прекрасный способ решения экзистенциальной задачи, но необходимо понимать, что это решение временно (хотя, может быть очень длительным), и в дальнейшем любителю спорта придётся столкнуться с этим вопросом снова. Это просто нужно понимать и помнить.

В разрезе написанного выше вырисовывается картина и очередного явления — социальной адаптации в группах. Изменённое состояние сознания, общность интересов и целей, готовность к общению и взаимопомощи — эти факторы позволяют любителям спорта легко образовывать группы, вливаться и адаптироваться в них. Даже незнакомым людям это сделать легко и быстро.

Данный фактор особенно важен и является определяющим для людей, у которых есть трудности в общении. В таких группах можно быстро найти близких людей (система свой/чужой) и единомышленников. То есть, мы получаем быструю и качественную адаптацию в большой группе людей, которой является спортивная тусовка.

Очень значительным фактором является и выделение спортсмена из общей массы людей, которые восхищённо на него смотрят. В обществе, которое далеко от физкультуры, занимающийся спортом человек становится объектом повышенного внимания (хорошего или плохого, но внимания). В конечном счете, это также облегчает ему адаптацию в окружающих группах.

Очередным фактором спортивной зависимости я считаю симптоматическое проявление особенностей развития личности по истерическому типу. Истерическое расстройство личности характеризуется неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, театральным и наигранным поведением.

Во многом такое расстройство обуславливается широким развитием социальных сетей. Иногда становится непонятно, что для человека важнее: выйти на пробежку или оповестить об этом своих подписчиков. Потребность в привлечении внимания толкает спортсменов на преодоление все более сложных рубежей: экстремальных тренировок и соревнований. 


Подводя итог своей статьи, я скажу вам следующее. Тренировки и соревнования — это прекрасно. Но важно понимание причин, зачем вы это делаете, что это вам даёт и чего лишает, чего вы избегаете. Необходимо выделить существенное и перестать гнаться за неуловимым.

Реклама спортивных мероприятий и товаров основывается на героизации спортсмена: «Пробеги марафон и стань героем в глазах своих детей!», «Сделай Ironman — и для тебя все станет возможным!» и тому подобное. Конечно, это не совсем так: не все станет возможным, и героем в глазах ваших близких вас сделает вся ваша жизнь в целом, а не N километров или финиш на высоком месте. В любви к спорту важна мера и культура потребления, не опускайте ее до уровня фанатичности и показухи.