placeholder of bottom banner

Что за люди волонтёры?

 

Эксперт: Галина Митричева, ультрамарфонец-любитель и ITшник.

 

Если вы хотя бы раз участвовали в любительских беговых соревнованиях, вы видели этих людей: они помогают найти дорогу от остановки транспорта до раздевалок и старта, выдают стартовые комплекты, помогают сориентироваться на площадке, готовят для участников воду и еду на пунктах питания, вешают на их шеи медаль после финиша и вообще всячески облегчают жизнь и поддерживают спортсменов. Удивительно, но подавляющее большинство этих людей – волонтёры, то есть работают они не за деньги. Кто же они такие, и зачем тратят так много времени и сил на помощь посторонним?

Волонтёрские сообщества отличаются собственной спецификой от старта к старту: дух и правила работы для них задают организаторы и особенности проведения забега.

Например, команда волонтёров Московского марафона – и наверняка многих других многотысячных забегов – действует как слаженная машина, где каждый знает, за что он отвечает, и отлично выполняет свои обязанности, но плохо знаком с чужими областями ответственности. Иначе и не получится, ведь при таком количестве участников марафона времени для раздумий нет! Поток людей приносит типовые задачи, а для разовых уникальных случаев есть отдельные универсальные сотрудники.

А вот пример совсем другой специфики: забеги серии «Беги с ветерком». В них редко участвует больше трёх-четырёх десятков бегунов, и команда организаторов состоит всего из двух человек, периодически привлекая на помощь ещё двух-трёх знакомых, если зарегистрировалось много спортсменов. Одни и те же люди готовят стартовый городок, проводят регистрацию, следят за хронометражем и награждают победителей. Если зарегистрироваться на большую дистанцию и дождаться, пока финишируют все участники на 5-10 км, то остаёшься на трассе со считанными соперниками, а организаторы помнят тебя по имени и подсказывают, сколько ещё кругов бежать.

Есть ещё один старт, волонтёры которого оставляют в памяти участников особенный след. Трудно сказать, почему именно: здесь тоже больше участников, чем можно запомнить поимённо, и строгое руководство – организаторы забега – но лично у меня при словах «лучшие волонтёры» в голове сразу возникает Elton Ultra. Про них дальше и пойдёт разговор.

 

Больше половины волонтёрской команды – студенты, но не удивляйтесь, если на очередном пункте питания посреди степи вас будет угощать по-матерински заботливая дама или джентльмен: трое из опрошенных волонтёров уже на пенсии, десятеро – старше 45 лет.

 

И почти все они не понаслышке знают, через про приходится проходить участникам забега, так что их слова поддержки и сочувствия не надуманны, а советы обычно к месту и по делу. Больше половины волонтёров сами на любительском уровне тренируются, и ещё четверть внимательно следят за происходящим в мире спорта. Закономерно при этом, что постоянно в соревнованиях почти никто не участвует, хотя эпизодический подобный опыт есть почти у половины. Действительно, если ты сам постоянно соревнуешься, то когда же волонтёрствовать?

Чуть больше трети опрошенных волонтёров поедут на спортивное соревнование впервые; все остальные уже работали либо на беговых мероприятиях, либо на других видах спорта. Опыт – отличное подспорье в непростых условиях!

Смельчаков, которые едут в степь в одиночку – без поддержки знакомых или родственников – 30%, зато у всех остальных друзья и родственники есть как среди волонтёров, так и среди участников. Вот он, рецепт домашнего уюта: когда на пункте питания или финише тебя ждут не просто, потому что должны, а потому что любят, ценят и переживают. Кстати, бегунам на заметку. К финишу бежится гораздо задорнее, когда знаешь, что там обнимут, напоят и с искренним участием спросят: «Ну, как?»

В ответ на вопрос, где больше всего хотелось бы работать, треть выбрала стартово-финишный городок. Не удивительно, ведь именно здесь постоянная атмосфера праздника и фонтаны адреналина! А вот вам канонический пример любви к ближнему: 27% волонтёров готовы встать на пункт питания и провести много часов на дистанции, в степи, под ветром и солнцем, бесконечно разливая по стаканчикам воду и нарезая бананы. Трудно сказать, что двигает этих людей на такой подвиг, но для бегунов эти пункты питания представляются не просто местами раздачи еды и воды, а прямо-таки пунктами выдачи жизненных сил и позитивных эмоций.

Здесь мне вспоминаются волонтёры другого забега, на которых нельзя не обратить внимание, говоря об этих помощниках спортсменов. На забегах Golden Ring Ultra Trail, если ваша дистанция 50 км и больше, вы наверняка будете пробегать через хутор, где вам предложат попить воды и отдохнуть. Этот пункт питания не указан на карте дистанции, но здесь от года к году организовываются сами жители хутора, которым интересно таким образом поучаствовать в происходящем. Все они - одна семья, и несколько детей постоянно подтаскивают к столу ледяную колодезную воду, о вкусе которой среди участников ходят легенды. В 2019 году кто-то из детей сосредоточенно предложил мне: «вас облить?», держа в руках полное ведро. А на Эльтоне на некоторых пунктах питания волонтёры встречают бегунов с пульверизаторами в руках, прицельно обрызгивая лица, ноги или шеи и при этом не заливая водой обувь или технику. Забота!

Волонтёры говорят, что готовы ко всему: тяжёлым погодным и бытовым условиям, конфликтным ситуациям, неожиданностям. Они готовы позитивно смотреть на мир и по мере сил менять ситуацию к лучшему.

Получить от своего участия в «Эльтон Ультра» ребята рассчитывают опыт, удовольствие и волонтёрскую форму. И это не про меркантильность: такой символ причастности вызывает у них гордость, радость и отличные воспоминания о том, что они пережили.

Волонтёры Эльтон Ультра любят свой край и своё дело, и это не может не сказаться на атмосфере мероприятия. Если будет возможность – обязательно поучаствуйте.